6 апреля 2024, 17:00-18:15
К 180-летию со дня рождения Н.А.Римского-Корсакова
К 180-летию со дня рождения Н.А.Римского-Корсакова
Концерт
6 АПРЕЛЯ в 17.00 в Доме Литераторов г. Таруса состоится концерт, посвященный 180-летию со дня рождения НИКОЛАЯ АНДРЕЕВИЧА РИМСКОГО-КОРСАКОВА.
Основу программы концерта составят романсы композитора позднего периода, преимущественно написанные около 1897 года. Всего композитором создано 79 романсов.
Этим весенним вечером прозвучат целиком три цикла:
"ВЕСНОЙ" 4 романса соч. 43 (сл. А. Толстого и А. Фета),
"ПОЭТУ" 5 романсов соч. 45 (сл. А. Пушкина и А. Майкова),
"У МОРЯ" 5 романсов соч. 46 (сл. А. Толстого).
В концерте также прозвучат несколько красивейших романсов разных лет на слова А. Пушкина:
"Редеет облаков летучая гряда", "Для берегов отчизны дальной", "Ненастный день потух".
Исполнители: лауреаты международных конкурсов, воспитанники Московской консерватории им. П. И. Чайковского, неоднократно выступавшие на сцене дома Литераторов:
Екатерина Лескова (пение) и Анастасия Косинова (фортепиано).
Начало 90-х годов были для Римского-Корсакова небывало тяжелыми (смерть матери и двух младших детей, болезнь жены), но именно в эти годы он запоем читает книги по философии, эстетике, интересуется новыми открытиями физиков. Летние месяцы семейство Римского-Корсакова, начиная с 1894 года, проводит в имении Вечаша, на большом живописном озере. Пройдя через семейные тревоги, вдохновившись природой окрестных мест, огромным озером ("где работа шла гораздо быстрее") Римский-Корсаков воплощает новые образы и задумки в операх ("Ночь перед Рождеством" 1894 г., " Садко" 1895 г. , " Моцарт и Сальери" 1897 г. ) и романсах.
Так вспоминает Николай Андреевич в "Летописи моей музыкальной жизни" о второй половине 1897 года:
"Я давно не сочинял романсов. Обратившись к стихотворениям Алексея Толстого, я написал четыре романса, но почувствовал, что сочиняю их иначе, чем прежде. Мелодия романсов, следя за изгибами текста, стала выходить у меня чисто вокальною, т. е. становилась таковою в самом зарождении своем, сопровождаемая лишь намеками на гармонию и модуляцию. Сопровождение складывалось и вырабатывалось после сочинения мелодии, между тем как прежде, за малыми исключениями, мелодия создавалась как-бы инструментально, т. е. помимо текста, а лишь гармонируя с его общим содержанием, либо вызывалась гармонической основой, которая иногда шла впереди мелодии. Чувствуя, что новый прием сочинения и есть истинная вокальная музыка, и будучи доволен первыми попытками своими в этом направлении, я сочинял один романс за другим на слова А. Толстого, Майкова, Пушкина и других."